Древние славянские боги в картинках

Автор: 23 мая 2010 в 08:26 в рубрике

Черно-белые изображения, которые вы видите на этой странице, - художественная графика, рисунки черной гелевой ручкой, тушью и пером. Это авторские иллюстрации к сюжетам древнеславянской мифологии, созданные после прочтения и по мотивам книги Кайсарова А. "Славянская и российская мифология". Иллюстрации представляют наше видение, но не более.

Всего публикуем одинадцать черно-белых изображений. Частью это рисунки тушью и пером с построением композиции "на пятно", частью - точечный рисунок гелевой ручкой. Некоторые иллюстрации совмещают обе техники рисования для лучшей выразительности с привнесением элементов штрихового рисунка.

Возможно, многие из вас не поймут, что именно изобразил и имел в виду автор под мешаниной чередования черно-белых пятен. Однако скажем честно, каждая иллюстрация передает конкретный образ, без абстракций и неопределенности, который просто необходимо рассмотреть. К образам древних славянских богов в картинках добавлено также множество элементов, для прочтения которых требуется для воображения и фантазии.

Описания к графическим работам частично и упрощенно взяты из упомянутой книги.

Макошь

МакошьМакошь. Перо, тушь, гелевая ручка. Техника: штриховой и точечный рисунок.

Одна из главных богинь восточных славян. Макошь - мать наполненных кошей, мать хорошего урожая. Это не богиня плодородия, а именно богиня итогов хозяйственного года, богиня урожая, подательница благ.

Марцана

МарцанаМарцана. Перо, кисть, тушь, гелевая ручка. Техника: штриховой и точечный рисунок.

Богиня плодородия. Срок жизни ее, как и природы - вечность, но вечна она именно потому, что обновляется каждый год: рождается и умирает. На заре рождения она молода и прекрасна, когда родит семя и даст жизнь всему живому,- Мара (Мор), Морена превращается в старуху и, наконец, умирает.

Вий, или Ний

ВийВий. Кисть, тушь. Техника: графика плашечная.

Божество преисподней, судья над мертвыми

Лихо одноглазое

Лихо одноглазоеЛихо одноглазое. Кисть, тушь. Техника: графика плашечная.

В восточнославянской мифологии Лихо — дух зла, несчастья, олицетворение горя. Облик лиха очерчен не вполне определённо. Как и многие обитатели иного мира, лихо и похоже на человека, и отличается от него. Лихо предстаёт либо как огромный одноглазый великан, либо как высокая страшная худая женщина с одним глазом. Когда рядом с человеком находится Лихо, его начинают преследовать самые разные несчастья. Часто Лихо привязывается к такому человеку и всю жизнь терроризирует его. Тем не менее, согласно русским народным сказкам, человек сам виноват в том, что к нему привязалось Лихо — он слаб, не может противостоять повседневным трудностям.

Дажбог

ДажбогДажбог. Перо, кисть, тушь. Техника: графика плашечная.

Один из главных богов восточных славян. Автор "Слова о полку Игореве" называет всех русских даждьбожьими внуками. Этот бог дал людям всё главное: солнце, тепло, свет, движение. Вероятно, это был больше, чем бог солнца, он обозначал то, что мы называем "весь белый свет". Бог дающий, податель земных благ, а также бог, охраняющий свой род.

Волос, также Велес

ВелесВелес. Перо, кисть, тушь. Техника: графика плашечная.

Волосу было предоставлено у русских владычество над скотом. Между нашими богами занимал он верно первое место после Перуна. Нестор сообщает нам клятву, которую давали перед волосом, как богом скота. Эту клятву произносил Олег, когда был в Константинополе с войском своим. Истукан Волоса был разрушен в Киеве вместе с другими идолами.

Симаргл

СимарглСимаргл. Перо, кисть, тушь. Техника: штриховой рисунок и графика плашечная.

Древнейшее божество, восходящее к берегиням, священная крылатая собака, охранявшая семена и посевы. Как бы олицетворение вооруженного добра. О симарглах гораздо более подробно повествует наша статья, описывающая узоры с древнерусского браслетаhttp://zen-designer.ru/need/545-senmurv-semargl.

Белбог

БелбогБелбог. Перо, кисть, тушь. Техника: штриховой рисунок и графика плашечная.

Самое имя означает благо, т.е. доброго бога. Говорят, что его изображали с кровавым, покрытым мухами лицом, на котором они питались.

Кикимора

КикимораКикимора. Перо, кисть, тушь. Техника: штриховой рисунок и графика плашечная.

Божество сна и ночных видений. Это слабое, как бы кривозеркальное отражение страха смерти, или даже просто страхов. Кроме Кикиморы в рисунке тушью у нас есть "Кикимара живописная маслом на оргалите"http://zen-designer.ru/painting-ours/138-painting-6.

Лешие

ЛешиеЛешие. Кисть, тушь. Техника: графика плашечная.

Лешие были лесные божества. Считалось, что если они ходят по травам, то становятся малы наподобие травки; если же они гуляли в лесу, то ростом своим доставали вершины деревьев. Далее воображали, будто бы лешие звали людей в лесу знакомыми голосами, обманывали их таким образом и до глубокой ночи давали им блуждать по лесу.

Зимцерла

ЗимцерлаЗимцерла. Перо, тушь. Техника: штриховой рисунок.

Древнеславянская богиня весны (ранней).

Тэг: Станковая (станковый рисунок, эстамп)
Комментарии (5)
василий 18 января 2017 в 05:24
Хотел бы больше знать о наших богах, где найти информацию? Были ли срединих в обличии дракона или приближено на него похожие?
василий 18 января 2017 в 05:25
В вк, я Василий Романчук, пишите туда...
Администратор 18 января 2017 в 08:44
Василий, к вопросу информации о наших богах. Я занимаюсь этим вопросом, если не соврать, с 92 года прошлого века, и могу сказать одно - за исключением пары-тройки подлинных строчек в летописях, никакой иной достоверной информации о славянских богах нет. Единственный исследователь, которому можно доверять в данном вопросе, - Борис Рыбаков. Собственно, эти рисунки сделаны по его описаниям, но и у Рыбакова все описания являются реконструкциями. А вся информация о славянских богах в других современных книжках - на 90% чистое фэнтези. И неоязычество наше тоже чистое фэнтези.
Оксана 05 июня 2017 в 01:53
Интересно было узнать о славянских богах. А к чьим богам относятся "Домовой", "Берегиня", "Счастиливица"?
Администратор 05 июня 2017 в 09:05
Оксана, Домовой и Берегиня - духи. К богам они не относятся. О некоей "Счастливице" вообще первый раз слышу.
Написать комментарий...