Символика птиц у восточных славян

Автор: 22 мая 2010 в 09:26 в рубрике

На ранних стадиях своего развития человек не выделял себя из материального мира, неразрывно связывал себя с окружающей природой. Поэтому древнее мифотворчество было ни чем иным, как выражением особой формы общественного сознания, способом осмысления окружающего мира.

Оформление слова-символа проходит три этапа: 1) возникновение в сознании реального (предметного) символа (кукушка-птица), 2) возникновение типичного словесного контекстуального окружения с таким символом (кукушка себе гнезда не мостит, кукушка свое гнездо не вьет), 3) обретение словом-символом относительной свободы употребления в разных контекстах, позволяющих реализовывать символическое значение (кукушка - символ бездомной матери, чьих детей воспитывают другие). Вместе с тем каждая культурная модель, отображенная в соответствующем языке, включает в себя также те или иные приобретенные в процессе исторического развития универсальные черты в сфере мировоззрения, обычаев, традиций.

Художественная символика птиц славян формировалась сначала в силу языческих представлений, а затем под влиянием христианства. Языческий период символотворчества тесно связан с магическим мышлением, обрядами. Христианство принесло иное понимание роли пернатых в устройстве мира. Главным источником информации стала Библия. Притчи послужили основой классификации птиц на святых (аист, голубь, дрозд, жаворонок, клест, ласточка, лебедь, чайка) и дьявольских (воробей, ворона, гагара, коршун, кулик, сорока, удод, утка, ястреб, сова, сыч, филин).

Символ лебедя у восточных славянСлева: Михаил Врубель. Царевна Лебедь. Справа: А.Куркин. Иллюстрация к сказке о царе Салтане.

Славянские народности принимали птиц за общепринятый художественно-поэтический образ, под которым представлялись ветры, облака, молнии и свет. Стихиям приписывались свойства птиц, олицетворяющих небесные грозы и бури. Любимыми и главнейшими воплощениями бога-громовика были орел и сокол.

Орел в славянской народной традиции является символом небесной (солнечной) энергии, огня и бессмертия, а потому в языковых картинах россиян и украинцев орел содержит характеристику "быстрого, смелого, отважного человека". Древние славянские мифологемы несли такой сильный заряд положительной коннотации, который не исчез на протяжении тысячелетий. У восточных славян орел, летающий над войском, предвещал ему победу. Хотя украинцы воспринимают орла как вестника и радости и горя. Христианская символика орла противоречива. С одной стороны он символизирует гордость, надменность, с другой олицетворяет Божью любовь, юность и бодрость духа. Сегодня орел - традиционный символ государственной власти. Его изображения украшают гербы и монеты.

Образ вороны, ворона и орла восточных славянВверху и по центру: Иван Билибин. Образы ворона и вороны. Заставки к русским народным сказкам "Василиса Прекрасная" и "Марья Моревна". Внизу: Виктор Васнецов. Декоративное меню обеда и Святый Георгий Победоносец. Детали композиций.

Сокол - птица, быстрая как свет, как молния. В народных русских песнях и сказках сокола величают: свет ясен сокол. Слово "ясный" совмещает в себе понятия светоносности и скорости. Мужская символика сокола связана с культом этой птицы-тотема, в которого перевоплощался бог Род. Сравните сокол, соколик - ласковый, милый, любезный друг, молодчик. В народных песнях сокол - постоянный эпитет молодца. В "Слове о полку Игореве" певец сравнивает с 10-ю соколами и стадом лебедей Бояновы персты и струны, называет соколом воина. Народный язык изображает в соколе идеального героя. В сказках красивого молодца, тайно посещавшего возлюбленную называли Финист ясный Сокол. У восточных славян сокол также является символом человеческой красоты, разума, силы.

Славянские племена считали всех хищных птицы олицетворением ветров, предвестниками не только атмосферных явлений, но и грядущий войн, победы или поражения, смерти и пожаров. Коршун и ястреб, образуя единый образ крупной хищной птицы, наделялся символикой нечистоты и смерти, демоническими и отвращающими свойствами. Эту символику наиболее полно отражает украинский обряд изгнания и похорон этой птицы в первый понедельник Петровского поста. В украинском обряде изгнания коршуна прослеживается функциональная общность коршуна с вороном, поэтическим воплощением которых в текстах песен является образ "черной птицы", несущей смерть. Такое же сходство демонстрирует детская игра в коршуна или ворона, в которой эти птицы наделяются общей символикой смерти. В украинских вариантах этой игры «ворон» роет ямку, чтобы варить кипяток и заливать ими очи детям за то, что они поели его пищу. У украинцев и русских подобная игра называется "В коршуна» (у чехов и боснийцев - "В ястреба"). У белорусов коршун копает ямку, чтобы собирать камешки и выбивать ими детям зубы.

Мифологические представления славян о вороне были связаны с его окрасом и свойством питаются падалью. Эта птица связана с миром мертвых. В северорусских похоронных причитаниях смерть залетает в окно черным вороном. Он предчувствует и предсказывает скорую смерть.

Ворон часто упоминается в народных легендах и сказках, где надо воскресить убитого с помощью мертвой или живой воды. Последнюю и приносит ворон. Постоянный эпитет ворона - вещий; песни и сказки наделяют его даром слова и предвещаний. В христианской символике черный ворон - символ греха.

Хищным и черным птицам противопоставяется голубь. Подобно ласточке, жаворонку и аисту голубь - святая птица. Это представление восходит к христианской традиции. Облик голубей, особенно белых, принимают добрые души, а облик черных воронов и ворон - злые. Свадебные обряды славян изображениями голубя отражают брачную символику. Поныне пара воркующих голубей является символом влюбленных. У украинцев фигурки голубя из теста встречаются на свадебном хлебе. Если голуби и ласточки летают около дома, где происходит свадьба, это предвещает молодым счастье в браке. Закарпатские украинцы считают, что если дать девушке и парню по половине сердца голубя, они будут вечно любить друг друга.

Образы аиста и филина у восточных славянСлева: Ф. Вендиш. Товарищество А.И. Абрикосова и сыновей. Плакат. Справа: Константин Васильев. Человек с филином.

Другой не менее почитаемой птицей славян является аист. Нам до сих пор известно поверье, что аист приносит счастье и детей. Для восточных славян характерны также приметы, связанные с первым аистом. Так, встреча весной с парой аистов сулит девушке замужество. При первой встрече с аистом нужно иметь при себе деньги; деньги в кармане в этом случае предвещают "богатства ключи" - изобилие, если же ничего нет - убытки. Происхождение аиста связывают с человеком. Согласно легенде, Бог дал человеку мешок с гадами, чтобы тот бросил его в море, строго запретив развязывать его и заглядывать туда. Любопытный человек нарушил запрет и вся нечисть расползлась по земле. В наказание Бог превратил его в аиста, чтобы он собирал и уничтожал гадов, очищая от них землю. Белорусы и украинцы аисту приписываю некоторые человеческие особенности: человеческие пальцы, понимание языка, наличие души, плач слезами и др.

Ласточка - славянский символ счастья и добра. Индоевропейцы считали ласточку символом опасности, ненадежности, недолговечности жизни и счастья. Они верили, что ласточка - предвестник восхода солнца и прихода весны. Восточные славяня с этой птицей связывали много погодных примет. Так, если ласточки летают низко над водой - будет дождь, если летают высоко - к хорошей погоде. Благовещение без ласточек - холодная весна. В христианской символике ласточка олицетворяет жажду духовной жизни, воскрешение. Считалось грехом разрушить гнездо ласточки или украсть ее яйца. А у того, кто разорит ее гнездо, появятся веснушки. Говорят, что за убийство ласточки или разорения ее гнезда Бог карает злодея смертью, дом его - пожаром, а скотину - мором.

В народном представлении существует ряд птичьих художественных образов-символов, наиболее характерных для восточного славянства. У каждого народа имеются общие образы-символы, появление которых уходит в далекое прошлое их долгого совместного сосуществования. Однако у каждого из них находим и такие дифференцирующие символы, которые появились, судя по всему, уже в период их выделения из общевосточнолавянского этно- и глоттоединства.

Тэг:
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...