Альбом изображений соколов Кано Цуненобу
Альбом из девяти картин в технике цветных чернил по шелку. Оригинальный размер каждой картины 273 х 239 мм. Издание датируется периодом Эдо (1615–1868).
Альбом содержит восемь натуралистических изображений соколов, сидящих на ветке или камне в ожидании жертвы, и одного с добычей. Предполагается, что живописный альбом был создан по заказу одного юноши (имя неизвестно), бывшего членом самурайской элиты, который проходил обучение мастерству соколиной охоты в Китае.
Автор страниц с каллиграфическим письмом неизвестен. Иероглифы начертаны роскошно, на тонированном шелке, по фоновым изображениям золотых фениксов. Содержание взято из конфуцианского дидактического текста.
Место Цуненобу в истории школы Кано
Кано Масанобу (1434-1530), основатель традиций, которая теперь носит его имя, был первым светским художником, назначенным главой официальной художественной академии сегуната. Ранее должность главы академии художеств традиционно занимали художники-монахи традиции Дзен. Под патронажем сегуната, контролировавшего политическую жизнь в Японии в период с 1185 по 1868, а также благодаря высокому уровню организации художественных мастерских и высокоорганизованной системе обучения молодых художников, Масанобу, включая многие последующие поколения художников традиции Кано, эффектно монополизировали высочайшие посты придворных живописцев сегуната более чем на три сотни лет.
Художник Кано Цуненобу в 1650 году, после смерти отца (Наонобу Кано), еще будучи подростком, перенял пост главы художественной школы Кобикичо Кано в Эдо. В 1700 году официально поступил на службу в сегунат Токугава. К 1704-му году стал придворным художником при исполнении служебных обязанностей императорского дома в Киото. В этом же году получил почетное звание Хогэн (Око Закона), а 1709 году еще более почетный титул Хоин (Знак Закона).
Творчество Цуненобу более известно по живописным панелям для ширм, а также по настенным росписям. Как и большинство художников традиции Кано, он хорошо разбирался в различных техниках мазков и отличался тем, что применял большинство из известных техник в одной работе. Живопись Цуненобу ценилась высоко, потому к его услугам обращались только несколько богатых покровителей, владевших замками.
Умер в 1713 году, похоронен в храме Хонмондзи в Эдо.
Соколиная охота в Японии
Соколиная охота стала исключительным правом сословия самураев в 17 веке, в период правления Иэясу, первого сегуна Токугава. Но между 1693 и 1709 годами, к концу жизни художника, практика соколиной охоты была временно прекращена по приказу Токугава Цунаёси (1646-1709). Хотя правление сегуна Цунаёси отличалось политической тиранией, сам правитель был известен своей любовью и глубоким состраданием к птицам и животным. Цунаёси был, возможно, первым из известных правителей в истории, который ввел смертную казнь за жестокое обращение с собаками, создал приют для бродячих животных и издал бесчисленное количество зоозащитных законов, за что получил прозвище Собачий Сегун.
Позднее Токугава Ёсимуне (1684-1751) - восьмой сегун, возродил практику соколиной охоты для воинского сословия. Кисти Ёсимуне также принадлежит трактат о соколиной охоте.