Утагава Кунисада — крупнейший японский художник периода Эдо

Автор: 28 мая 2010 в 09:35 в рубрике

Японский художник Утагава Кунисада

Утагава Кунисада — крупнейший японский художник и мастер японской гравюры укио-э (ксилографии) периода Эдо.

Утагава Кунисада, известный еще под именем Утагава Тококуни (которое он взял уже к концу творческой карьеры, как обычно делали все японские художники), был в свое время самый популярный и успешный мастер укио-э (японская гравюра, выполненная на доске), опередив даже Куниеси и Хиросигэ. Правда интерес к гравюрам Кунисада, выполненным в традиционном японском стиле штучной гравюры, значительно снизился после его смерти и никогда больше не поднимался до былого уровня. Но по-прежнему Утагава Кунисада признается как величайший мастер японской гравюры, каких только знала японская живопись. В последнее же время интерес к творчеству художника даже немного возрос.

Утагава Кунисада родился в Эдо в 1786 году. Его отец (умер примерно через год после рождения сына) был поэтом-любителем. К 14-ти годам у Кунисада проявилась склонность к искусству, что было заметно, как он мастерски копировал старые японские гравюры с изображениями актеров Кабуки. В 1800 году он был принят учеником к одному из из известных мастеров гравюры на дереве (ксилографии) Тойокуни. Очень быстро Кунисада стал лучшим учеником Тойокуни. После смерти учителя он взял имя Кунисада, которое есть производное от имени ТойоКуни. Это старая японская традиция принимать, так называемые, "творческие", или арт-имена, основанные на имени учителя.

Первоначальная специализация школы Утагава, к которой принадлежал художник Тойокуни, была традиционная японская гравюра и изображения актеров театра Кабуки. Этот жанр гравюры называется якутса-э. Кунисада не отступал от художественной традиций школы, но постепенно стал расширять свои интересы в сторону бидзин-га, и даже баловался пейзажами. Бидзин-га - это традиционное японское искусство, а точнее, общее понятие, которое определяет жанр японского искусства, изображающий женскую красоту. Обычно в поле зрения художников жанра бидзин-га попадали первым делом гейши, поскольку они присутствовали на всех праздниках, приемах, обедах, вечеринках, как то диктовала японская культура и японские традиции. Ранние работы художника в этом направлении искусства выглядели многообещающими, но успел он их сделать немного. Примерно в это время был введен запрет на традиционное искусство жанра бидзин-га в Японии, как и на некоторые другие "легкомысленные", по мнению властей, жанры. Поэтому Кунисада, чтобы избежать проблем с властями, прекратил заниматься бидзин-га.

Кстати, в жанре бидзин-га работал не менее известный художник, о котором можно почитать в статье "Работы японского художника Китагава Утамаро".

Первая его самостоятеьная творческая гравюра была опубликована в 1807 году. Это был портрет актера Кабуки нового года. Жанр якутса-э (портреты актеров Кабуки), наряду с бидзин-га (японские красавицы), были излюбленными жанрами художника. Кунисада создавал гравюры, продолжая реалистичную манеру своего учителя, часто копируя его стиль, и даже получил соответствующее прозвище Yakusha-e no Kunisada, что означает "рисовальщик актеров Кунисада".

По роду деятельности Утагава Кунисада часто сотрудничал с такими издателями, как Хиросигэ и Куниеси. А за все время своей творческой карьеры произвел довольно большое число гравюр, числом большим, чем 20 000.

Кунисада пережил многих своих современников. Последние его годы были отмечены чем-то вроде всплеска качества, поскольку он делал работу с большим вдохновением, чем та часть его гравюр, которые относятся к середине жизни Кунисада.

За всю свою жизнь художник никогда не покидал Эдо и умер там же в 1865 году.

Ксилография Утагава Кунисада

Список некоторых наиболее важных серий гравюр Кунисада:

  1. Красавицы из Квартала Удовольствий (1809);
  2. Большие театральные успехи (1815-1816)
  3. Коллекция известных ресторанов нашего времени (около 1820)
  4. Подражатель Мурасаки и крестьянин Гендзи (1830-е)
  5. Пятьдесят три местечка Токайдо (около 1838)
  6. Актеры Токайдо (1852)
  7. Виды красивых мест Эдо (1852)
  8. Антология исторических мест Японии (1852)
  9. Тридцать шесть воображаемых поэта (1852)
  10. Рестораны Эдо (1852, совместно с Хиросигэ)
  11. Пятьдесят три местечка Токайдо в двух красках (около 1855, совместно с Хиросигэ)
  12. Популярные местечки Эдо и сто красавиц (1857)
  13. 54 главы повести о Гендзи (1858-1859)
  14. Модницы у зеркала (1859)
  15. Известные актеры Кабуки прошлого и настоящего (1865, издана посмертно).

В своих гравюрах Утагава Кунисада почти что с фотографической точностью отразил все то, что несет в себе традиционная японская живопись, традиционная японская гравюра и японская культура в целом до того, как туда пришли люди с запада. В своих многочисленных гравюрах бидзин-га (изображения красавиц) он отражал идеал красоты, характерный для Японии того времени. Хотя его стиль можно описать как мощный и реалистичный, всё же в гравюрах преобладает монотонность и некоторый недостаток изящества. Но на то он и реализм.

Тэг:
Комментарии (2)
Александр 13 декабря 2011 в 02:40
У меня есть несколько работ. Утагава Кунисада ||| если есть заинтересованые, в приобретение его работ. Могу выслать фотографии. Все гравюры подлинник 100%. Все было приобретено на аукционе.
Администратор 13 декабря 2011 в 16:24
Нам они вряд ли понадобятся, но буду иметь в виду.
Написать комментарий...